Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, получившая со временем название ВДНХ, является признанным архитектурным шедевром. К созданию ансамбля Выставки приложили руку лучшие архитекторы своего времени, продумывая уникальные декоративные и планировочные решения. Сегодня, спустя 83 года после открытия, на площади свыше 325 гектаров здесь расположены 250 строений, многие из которых признаны объектами культурного значения. Сама ВДНХ стала крупнейшим экспозиционным, музейным и рекреационным комплексом в мире, символом Москвы и центром притяжения для граждан всей страны и иностранных туристов. При этом остро встал вопрос сохранения архитектурного великолепия Выставки с возможностью приспособления зданий под современное использование: за прошедшие десятилетия многие из них подверглись частичному разрушению как из-за тривиальных погодных факторов, так и из-за недобросовестного отношения арендаторов павильонов. Но как восстановить исторический облик здания, не превратив его в монстра Франкенштейна из-за дикого сочетания технологий разных эпох? Вот тут-то на сцену и выходят уникальные штатные специалисты МСУ-1 – профессиональные реставраторы.
Научная реставрация существенно отличается от других направлений в строительстве. Аутентичные технологии, соответствующие оригиналу материалы, возведенный в абсолют принцип «не навреди» -- эти требования ставят работу с памятниками культурного наследия в ряд сложнейших и ответственнейших сфер строительной индустрии. Сохранением архитектурного достояния нашей страны занимаются специалисты с уникальными компетенциями. Каждый из реставраторов помнит: любая ошибка в работе может отправить всю команду на скамью подсудимых, ведь за соблюдением высочайших стандартов работы следят представители прокуратуры.
Ранее МСУ-1 выполнило полный комплекс реставрационных работ в жемчужине ВДНХ — павильоне «Космос». Сейчас сотрудники компании работают сразу с тремя объектами: павильонами «Центросоюз», «Карелия» и зданием ресторана «Золотой Колос».
Павильон «Центросоюз»: «неправильные» окна, обезглавленные скульптуры и все виды лепного декора в одном проекте
В данном павильоне МСУ-1 проводит корректировку проекта, согласовывает каждый этап с Департаментом культурного наследия Москвы и выполняет полный комплекс работ, включая восстановление уникальных элементов лепного декора и позолоту шпиля. 95% работ проводятся собственными силами компании, под некоторые виды работ привлекаются уникальные специалисты международного уровня.
Нетривиальные задачи здесь начались уже на стадии работы с фасадами. Во-первых нужно расчистить исторический слой специальными средствами, ведь ранее фасад пытались обновить «варварскими» метолами. Во-вторых изначально стены облицованы терразитовой штукатуркой двух типов с уникальной зернистостью, и для восполнения утрат сотрудники воспроизводят состав оригинальной смеси с таким же содержанием тех же самых камней. Во-третьих — по всему фасаду изобилуют декоративные элементы из лепнины, для восстановления которых требуется (как, впрочем, и во всех реставрационных работах) скрупулезное соблюдение как технологий изготовления, так и требований по визуальной аутентичности. Каждый этап при этом согласовывается с Департаментом культурного наследия Москвы.
«Еще учителя моих учителей говорили: «Кто угодно может построить ровную стенку, наша задача — сделать эту стенку аутентичной, вспоминает Кирилл Бакакин, руководитель проекта по реставрации ВДНХ в МСУ-1. — Мы можем сделать розетку на фасаде настолько ровной, что даже лазерный сканер не отметит асимметрии, но разве так было в оригинальном здании? Вместо этого мы пересматриваем архивные съемки, изучаем технологии прошлогодне века и изготавливаем все декоративные элементы вручную, так же как и они. И если, скажем, исторические хроники говорят, что штукатурка наносилась беличьи хвостом, это значит, что пришло время искать белку».
Восстановление лепного декора интерьера тоже является непростой задачей. Внутри павильона на время проведения работ была создана целая лаборатория, где специалисты МСУ-1 занимаются ручной вычинкой и восполнением утрат барельефов, медальонов, кессонного потолка и кокошников. Павильон буквально пресыщен разными видами лепнины, к каждому из которых нужен свой технологический подход. Элементы декора аккуратно демонтируют, расчищают до идеального состояния, создают силиконовые формы и отливают из специального аутентичного состава утраченные детали. Предварительно все слабые места и трещины определяются с помощью 3D сканера.
Параллельно идет процесс вычинки кирпичной кладки с сохранением порядовки и протезирование деревянных стропил с обязательной обработкой огнебиозащитным составом.
В процессе работы со стенами выяснилась интересная особенность здания: изначальные оконные проёмы были заделаны арендаторами в 90-е годы. Реставраторы демонтировали позднюю кладку и восстановили изначальную геометрию помещения.
На сегодняшний день близятся к финалу работу по восстановлению позолоты в интерьерах павильона. Здание находится на высокой степени готовности и готовится ко вводу в эксплуатацию в мае 2023 года.
«Золотой колос»: реинкарнация самого знаменитого ресторана СССР
В реставрации здания знаменитого ресторана «Золотой Колос» МСУ-1 является и автором проекта, и исполнителем полного комплекса работ. Компания завершила комплекс противоаварийных работ собственными силами, благодаря чему здание смогло благополучно пережить зиму. Фасады здания укреплены методом инъектирования: через технические отверстия под давлением закачивается специальный скрепляющий раствор, пропитывающий стену и защищающий ее от дальнейшего разрушения.
К комплексной реставрации «Золотого колоса» МСУ-1 планирует приступить весной 2023 года. Специалисты компании изучили состояние здания, прозондировали и проскандировали стены и предложили ряд проектировочных решений, позволяющих вдохнуть в знаковый объект новую жизнь.
Павильон «Карелия»: деревянный фасад и самая крупная скульптурная группа ВДНХ
Фасад с элементами из дерева — настоящий вызов для любого реставратора. Резной фронтон с барельефами и узнаваемая входная дверь являются узнаваемой визитной карточкой павильона. Также ценность представляют малые фронтоны боковых входов и кровля. Кровля выполнена из натуральной лиственницы с резными элементами стропил. Фасад и интерьер здания украшены лепными элементами.
На первом этапе МСУ-1 проводит микологические исследования для анализа древесины на заражение грибковыми инфекциями. Параллельно реставраторы внимательно изучают исторические документы для уточнения деталей оформления интерьера здания.
Следующим этапом станут работы по реставрации кровли. Как и в «Центросоюзе» стропильная конструкция будет максимально сохранена. В мае начнутся работы по реставрации фасада. Для дополнительной сохранности фронтон будет защищен временной кровлей.